@ARTICLE{26543118_134798312_2014, author = {В. А. Иванюшина and Д. А. Александров}, keywords = {, дополнительное образование, социализация школьников, доступность услуг, рынок внешкольного образованиявнешкольное образование}, title = {Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников}, journal = {Вопросы образования}, year = {2014}, number = {3}, pages = {174-196}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2014--3/134798312.html}, publisher = {}, abstract = {Иванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ru Александров Даниил Александрович - кандидат исторических наук, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки». E-mail: dalexandrov@hse.ruАдрес: Санкт-Петербург, 190008, ул. Союза печатников, 16.Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социальнопсихологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.}, annote = {Иванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ru Александров Даниил Александрович - кандидат исторических наук, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки». E-mail: dalexandrov@hse.ruАдрес: Санкт-Петербург, 190008, ул. Союза печатников, 16.Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социальнопсихологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.} }